Осетинские обычаи и традиции: происхождение, развитие и бытовые привычки

osetinskie obychai i tradiczii proishozhdenie razvitie i bytovye privychki 618e6d1783dba
Традиции осетин ярко отражают не только культуру этого народа, но и его давнюю историю. Согласно данным исследователей, название племени возникло от грузинского слова “овси”, что впоследствии стало наименованием для родного края осетин – Осетии.

Предками современных жителей Осетии был древний народ сарматов, что заложил основы многих обычаев и праздников. В наше время в каждом осетинском городе или селении существуют определённые традиции, проводятся яркие торжества. Какие обычаи осетин связаны с семейными ценностями? Что за праздники любит этот народ?

История и происхождение

От грузинского слова «осети», которое было образовано от статного грузинского народа «оси» либо «овси», возникло название региона — Осетия.

Представители народа являются прямыми потомками сарматского племени аланов.

В грузинских хрониках впервые упоминается народ «овси» в VII веке нашей эры. Связанно это с походами скифов в Переднюю Азию. В средние века произошел процесс образования осетин как отдельного народа. Алания благополучно развивалась до XIV века. Она была отделена и вела политику и экономику, независимую от окружающих кавказских государств и народов.

Свои коррективы в развитии народа внесли татаро-монголы, напавшие на Аланию. Вынужденное отступление в пределы горных ущелий Центрального Кавказа породило множество мелких и крупных племенных объединений.

горы Осетии

В 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи. В XVIII — XIX веках осетины стали переселяться из горной местности на равнинную. В начале 90-х годов Северо-Осетинская автономная область превращается в Северо-Осетинскую автономную ССР в составе РСФСР. Республика Северная Осетия в 1992 году стала субъектом Российской Федерации. Между тем? народ сохраняет свои осетинские обычаи и традиции.

Обряды и обычаи древних осетин. Традиции и обычаи осетинского народа

4ccc9c3f80b7483c40119eae2faa8812
Осетины – кавказский народ, проживающий в Беларусибольшей частью на территории республики Северная Осетия. Впрочем довольно много осетин живет также в Минске, Минске, а также в южном федеральном округе. Согласно последней переписи населения (2010 г.), численность осетин в РФ — 528 тысяч человек. А в мире представителей этого народа около 700 тысяч: осетинские диаспоры имеются в Грузии, в Турции и в Южной Осетии.
Происхождение и история осетин

0qer5o
Наименование региона – Осетия – произошло от грузинского слова «осети», которое, в свою очередь, было образовано от грузинского названия народа – «оси» или «овси».

Осетины — прямые потомки древнего сарматского племени аланов: неслучайно в названии Северная Осетия присутствует и Алания. К слову, довольно регулярно среди осетин возникает идея переименовать республику просто в Аланию. Причем, эта мысль поочередно возникает то в Северной, то в Южной Осетии.

Внутри осетинского этноса различают группы иронцев и дигорцев, разговаривающих на различных диалектах осетинского языка. Сам язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Осетинская письменность с XIX века построена на кириллическом алфавите.

Осетины большей частью придерживаются православной веры, но есть и приверженцы ислама суннитского толка. Ислам пришел на осетинскую землю в XVII-XVIII веках от соседей кабардинцев.

Одно из первый упоминаний осетин относится к VII веку нашей эры: в грузинских хрониках про народ «овси» вспоминают в связи с походами скифов в Переднюю Азию. Процесс формирования осетин как народа приходится на Средние века: вплоть до XIV века Алания успешно развивалась в виде независимого от соседних кавказских народов царства. Однако после вторжения на Кавказ татаро-монголов аланы были вынуждены отступить в пределы горных ущелий Центрального Кавказа, образовав ряд крупных и мелких племенных сообществ.

ossetians
В состав Российской империи Осетия вошла в 1774 году. Начиная с XVIII-XIX веков начался процесс активного переселения осетин из горной местности в равнинные районы, особенно ускорившийся после революции 1917 года. В 1922 была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, спустя ещё два года – Северо-Осетинская автономная область, преобразованная в 30-х годах в Северо-Осетинскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР. С 1992 года республика Северная Осетия – один из субъектов Российской Федерации.

Национальная одежда и быт осетин

Селения осетин равнинной части традиционно состоят из небольших выбеленных домов — мазанок. В горах аулы, называющиеся осетинским словом «кау», сосредоточены на выпирающих частях скал: двухэтажные домики-сакли складываются из обычных камней, обмазанных глиной. Внутренняя планировка ориентируется на главную комнату, соединяющую в себе функции кухни и гостиной. Посреди этой комнаты оборудуется очаг, над которым нависает на длинной цепи котёл. По мере разрастания осетинской семьи территория рядом с домом прирастает новыми саклями и хозяйственными постройками.

osetiny radioperedacha iz tsikla narody rossii
И по сей день традиционная одежда горных осетин не сильно отличается от одежды их предков. Мужчины носят простые, грубые рубахи и шаровары, поверх накидывая бешмет или черкеску. Женщины ходят в длинных рубахах до пят и шароварах, в качестве верхней одежды предпочитая нанковые или ситцевые полукафтаны с вырезом на груди.

Праздничная женская одежда – нарядное платье с шелковой юбкой и передником с широким поясом, украшенное серебряными или позолоченными аппликациями.

Семейные традиции осетин

Один из самых древних сохранившихся обычаев – безусловное уважение к старшим. Когда в дом заходит отец или, тем более, дед, все должны привстать в знак уважения, а сыновья вообще не имеют права сидеть в присутствии отца. Большинство важных внутрисемейных вопросов решается на общем совете, в котором определяющее право голоса остаётся за главой семейства. Оскорбление чести одного из членов семьи, покушение на родовые земли или неуважение к роду и в наши дни может привести к кровной вражде.

А широта осетинской души особенно ярко проявляется в момент приема гостей. «Правильное» — действо, увязываемое с магическими ритуалами, уходящими глубоко в седую древность. Перед тем, как приступить к трапезе, осетины обращаются с молитвой к богу и небесным покровителям. Да и сам уставленный кушаньями стол – священное место, не терпящее ругань, сквернословие и ссоры.

Осетины считают себя потомками мифических героев-богатырей — нартов. До сих пор большинство представителей этноса хорошо знакомы с Нартским эпосом – фольклорным шедевром, включающим как прозаические, так и стихотворные тексты, определяющие систему нравственных ценностей осетинского народа.

Правила, связанные с детьми

С появлением ребенка осетины придерживались целой системы воззрений. Во время беременности женщину оберегали и заботились о ней. Недопустимы были:

  • тяжелый труд;
  • разного рода волнения;
  • поднятие тяжестей.

Все семейство относилось к будущей маме с почтением, более того, беременная находилась под защитой старшей женщины, а младшие братья и сестры мужа спешили на помощь.

С наступлением беременности женщину с подарками и люлькой для ребенка возвращали в родное гнездо. Первенца она рожала в доме своих родителей — это продолжалось вплоть до XIX века. Переезжала невестка с чадом к мужу под шумное празднество.

Поздравить с пополнением в семье приходили как родственники и друзья, так и односельчане. Всех угощали и приветствовали. Рождение малыша женского пола встречалось не так пышно.

На мальчика возлагались надежды как на будущего:

  • воина;
  • защитника;
  • работника;
  • добытчика.

Но главное, он считался продолжателем рода и фамильной чести.

Осетинские обычаи и традиции для детей очень своеобразны. Когда малышу исполнялось четверо суток, его клали в колыбель. Это превращалось в целую церемонию. Перед тем как его туда уложить, женщина, которая первая его искупала сразу после рождения, купает его и в этот раз. По этому поводу:

  • пеклись пироги;
  • варилось много пива;
  • забивали бычков и баранов;
  • готовили разные вкусности.

Что примечательно, праздник считался чисто женским.

Спустя 10 дней родители мальчика устраивали очередной праздник. В этот день давалось имя ребенку. Действо организовывалось в доме родителей. Имя ребенку выбирали следующим образом:

  • присутствующие мужчины бросали жребий, для этого применялся альчих;
  • первым в жребии участвовал самый старший, затем остальные по принципу старшинства;
  • тот, у кого оказался альчих, становился в определенную стойку и оглашал имя младенца.

В начале июля семьи, у которых появились мальчики, отмечали праздник в честь появления будущих защитников и кормильцев.

СЕМЬЯ У ОСЕТИН: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Семья — один из старейших институтов общества и важнейший из феноменов, сопровождающих человека в течение всей его жизни. Наиболее распространенная точка зрения термин семья трактует как ячейку (малую социальную группу) общества, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Не менее сложным вопросом является и вопрос классификации, типологии семей. Одна из последних классификаций типов семьи приведена в таблице «Типология семьи».

Таблица «Типология семьи»

Критерий

типов семьи

Наименование

Типов семьи

Определение
Степень родства Консангвиальная Семья из кровных родственников, принадлежащих к разным поколениям
Коньюгальная Семья из супругов не родственников и их детей
Принадлеж-ность Семья

Происхождения

Семья рождения или родительская

Семья

Прокреационная Семья, вновь созданная взрослыми детьми
Число

Поколений

Расширенная Включает несколько поколений (прародители, родители и дети) – три и более
Нуклеарная Включает два поколения (родители и дети)
Число

родителей

Полная Имеет двух родителей
Неполная Имеет только одного родителя
Число детей Бездетная Нет детей
Малодетная Один-два ребенка
Среднедетная Трое-четверо детей
Многодетная Пятеро и более детей
Господство Патриархальная Экономическое господство мужчины
Матриархальная Хозяйственное господство женщины
Доминирова-ние, главенство, лидерство Патернальная Социально-ролевое доминирование мужчины
Матернальная Социально-ролевое доминирование женщины
Эквилитарная Равновесие социальных ролей мужчины и женщины

Системы родства разделяются на классификационные и описательные. Первая относится к периоду родового строя, когда одним термином обозначалась широкая группа лиц, независимо от степени их родства». Вторая – является институтом классового общества.

У осетин наиболее распространена описательная система, хотя сохранились и черты классификационной. Этимология основных осетинских терминов родства восходит к древнеиранским словам. Термин фыд «отец», мад «мать», фырт «сын» являются семейными. Общеиндоевропейское название брата — «арвад» — в осетинском означает «член родового объединения». Это значение унаследовано от тех времен, когда все члены рода считались братьями. С обособлением нуклеарной семьи для обозначения родного брата появилось новое слово: «афсымар» (единоутробный). В далеком прошлом возник также осетинский термин, обозначающий семью — «бинонта», его связь с «бын» — «наследство, унаследованное имущество» — указывает, что выделение семьи из рода связано с возникновением института частной собственности (В.И. Абаев).

Кавказоведы XIX в. наряду с малой семьей отметили и т.н. большую. Крупная семейная организация у осетин получила наименование анаураст бинонта «неразделенная семья». Конечно, возникновение терминов обуславливается целым рядом причин в развитии самого языка, но в конечном итоге термины возникают и развиваются в связи и на основе развития объективных общественных процессов. В силу этого содержание терминов отражает объективную реальность. То, что анаураст бинонта представляли собой неразделенные семьи, подтверждает и этнографический материал, свидетельствующий о большом распространении братской[1] и, реже, отцовской семьи главным образом в 2-3 поколения. Данные этнографии осетин склоняют к выводу о регенерировании неразделенной семьи из малой.

Как известно, любая политическая система, форма правления основывается в конечном счете на определенном понимании человека, его природы и потребностей, а семья с самой древности и по сей день остается единственным социальным институтом способным к воспроизводству человека и его полноценной социализации. Как полагают сторонники исторической антропологии, понимание структуры семьи, отношение к детству, к старости, к браку, к женщине — все эти важнейшие вопросы имеют самое существенное значение для понимания системы жизни людей, индивидуумов.

В стабильном обществе, как и в стабильной семье, преобладают гармонические отношения между людьми и интеграционные процессы, объединяющие людей. В распадающемся обществе, как и в конфликтной семье, преобладают дезинтеграционные процессы и центробежные тенденции.

Все люди, в чьих руках завтра будет власть, воспитываются в сегодняшних семьях. И то, как они используют свои возможности, во многом зависит от того, какой является семья, воспитывающая их сегодня, какие взаимоотношения в ней существуют.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом, т.е. совокупностью социальных ролей[2] и статусов,[3] предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие. Результат социализации ребенка определяется усвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. Решающую роль в этом процессе играет семья, ибо она является той средой, в которой у ребенка формируются представления о себе, в которой он принимает первые решения относительно себя и начинает формироваться его социальная природа. По сути, нет таких сторон личности, в формировании которых не принимала бы участия семья. Совместная деятельность и общение родителей с детьми, их сотрудничество и содружество в реальных контактах друг с другом служит питательной основой, на которой возникает и развивается личность ребенка (З.К. Фидарати).

В традиционной осетинской семье отношения строились на принципе доминирование – подчинение. По обычаям, все члены семьи подчинялись ее главе, которым в подавляющем большинстве случаев был старший мужчина. По свидетельству очевидцев, на рубеже XIX-XX вв. «отец семейства пользуется большим авторитетом, ему подчиняются все в семье… приказания его выполняются беспрекословно. Он главный руководитель семьи, без его разрешения не производят в доме никаких работ» (Х.В.Дзуцев).

Почтительное отношение к старшему (на осетинском – хистар или хадзары хицау – букв. «глава [господин] дома») и безусловное ему подчинение в традиционном осетинском обществе выступало в качестве этического идеала, игравшего решающую роль в формировании модели социального поведения (А.Х. Хадикова). В конце XIX в. в Западной Осетии, по наблюдениям очевидцев, при появлении в доме старшего «все младшие: и женщины, и мужчины немедленно вскакивали и никто из них не садился, пока не сядет вошедший в дом». Регламентировалось и поведение между членами семьи в присутствии старшего. Молодежи и женщинам предписывалось молчание, при необходимости разговоры велись шепотом, мало кто имел право непосредственно обратиться к главе дома – даже взрослый сын не имел права заговорить с ним первым.

Отец считался основным кормильцем и защитником, главным источником нравственного воспитания. Обычно о нравственности семьи судили по моральным качествам ее главы. Более того, постоянной в своей нравственности мыслилась вся фамилия. Поэтому возникли такие понятия, как «хорз бинонта» (хорошая семья), «хорз мыггаг» (хорошая фамилия), «уаздан мыггаг» (благородная фамилия). В связи с этим у осетин вошло в традицию на вопрос «кай фырт да?» (чей ты сын?) отвечать коротко – называли лишь фамилию.

Традиционное место пребывания отца – вне дома. Это связано с тем, что тяжелые виды трудовой деятельности, которыми он занимался, как правило, находились вне дома. Отсюда пошло изречение: «лаг йе хадзары уазаг у» (мужчина в своем доме гость). Пребывание в доме отца (главы семьи) рассматривалось как пустое времяпрепровождение, т.е. безнравственное занятие. Обычно в таких случаях говорили: «лаг хъуама йа усы фарсма ма бада» (мужчина не должен околачиваться возле жены).

Таким образом, в традиционной осетинской семье имело место четкое распределение ролевых функций: домашнее хозяйство вела мать, постоянно находившаяся при детях; мужчина же находился вне дома, но обязательно при деле. Если глава семьи считал себя мужчиной, он не допускал, чтобы женщина выполняла мужские виды работ.

Здесь же отметим, что в патриархальной власти главы неразделенной (состоявшей из нескольких поколений, живших под одной крышей и ведущей совместное хозяйство) или малой семьи нельзя усматривать нечто деспотическое. Как подчеркнул этнограф XIX в. Савва Кокиев, даже наделенный огромной властью, глава семьи не был тираном. «Малейшее злоупотребление своей властью, своим правом, какое-нибудь деспотическое отношение ведет к подрыву его значения в общественном мнении, к полному падению его авторитета. Вот что кладет печать величайшей осторожности на каждое его слово, вот чем ограничивается его власть».

Несмотря на строгое распределение ролевых функций и признание безусловного лидерства отца, роль и значение матери в функционировании семьи признавалась и до сих пор остается выше отцовской. Не случайно возникла поговорка: «ус хадзаран йа чысыл хур у, йа зады хай» (женщина – маленькое солнце дома, его ангел). Благополучие всего дома в психологии осетин жестко связывалось с качествами женщины: «усай цауы хадзары баркад ама ладжы хорз» (от женщины зависит изобилие в доме и достоинство мужа). Дети воспитывались в уважении к матери. Проявление малейшего неуважения к матери, особенно к пожилой женщине, характеризовало всю семью с самой отрицательной стороны (там же. С. 164-165).

И все-таки, даже при столь уважительном отношении к матери общественное мнение однозначно склонялось против лидерства матери в семье. Эта функция признавалась только за отцом семейства. Не случайно в прошлом в ходу была поговорка: «усванд хадзар хадзар нау» (дом, в котором правит женщина, не дом). Мужчина в таких случаях попадал в немилость к общественному мнению.

Традиционные отношения в осетинской семье в определенной мере стали меняться в последней трети XIX в. Развитие капитализма подрывало связь старшинства с главенством в доме. По наблюдениям М.К. Гарданова, в тот период главой семьи подчас считали не того, кто был старше, а того, кто кормил семью.

Сегодня во многих семьях отец продолжает оставаться действительным главой. Но это — не единственная модель ролевых функций. В современной осетинской семье наблюдается новое распределение ролевого функционирования. Есть семьи, где это принятие находится лишь на когнитивном уровне, когда супруги знают о нетрадиционных ролевых моделях. В других случаях восприятие этих же ролей идет на эмоциональном уровне, когда один или оба супруга положительно оценивают и соглашаются с их существованием, однако в поведенческом плане ничем это не подкрепляют. Третья категория семей – когда супруги демонстрируют в своих поведенческих реакциях существование новой ролевой функции. По данным середины 1990-х гг., примерно в трети осетинских семей важные внутрисемейные вопросы решались сообща всеми членами семьи (см. таблицу).

Преимущественно решает важнейшие вопросы (%)

1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город
Муж 26,1 25,4 26,8 24,9 22,9 25,8
Жена 0,6 9,2 5,7 8,9 8,3 9,5
Отец (свекор) 17,6 13,2 11,1 11,4 25,0 14,9
Мать (свекровь) 12,6 12,0 13,3 13,2 12,5 10,8
Решаем все вместе 43,1 38,5 42,0 40,9 31,3 36.3
Затрудняюсь ответить 1,7 1,1 0,7 2,7

Как видно из таблицы, в большинстве случаев решающий голос принадлежал мужу, а в сельской местности даже свекру. Надо признать, что приведенные статистические данные оставляют противоречивое впечатление, характеризуя, видимо, переходное состояние.

Проведенные на рубеже XX-XXI вв. исследования дали совершенно иную картину, отражая резко возросшую роль женщины в решении важнейших вопросов семейной жизни. По анкетным данным, 73,2% осетинских семей важнейшие вопросы муж и жена решают совместно; в 20,5% случаев – решает муж, в остальных случаях – жена. Практически одинаковое участие муж и жена принимают в распределении семейного бюджета – 47,1% в городе и 50,2% на селе; распределяет жена – 43,5% и 37,4% соответственно; распределяет муж – 9.;% и 12,4%. В большинстве семей супруги семейно-бытовым трудом занимаются в равной мере – в городе 61,8%, на селе 69,7%; преимущественно занимается жена – 31,8% и 16,2% соответственно; а 6,4% мужчин в городе и 14,1% на селе полностью освобождены от семейно-бытового труда (Э.Д. Калоева).

Семьи с традиционным главенством мужа и отца, но без авторитарной власти, в современной социологии обозначаются понятием патриархально-модернизированные семьи.

Перемены затронули и другие сферы взаимоотношений в семье. Теперь нечасто встречается прежнее беспрекословное повиновение взрослых детей родителям, сестер – братьям, младших братьев и сестер – старшим. Отношения внутри семьи все больше определяются не местом ее членов в иерархии, сколько личными качествами, включая образование, положение в обществе, приносимый в семью доход и т.д. Вместе с тем многие традиционные представления по-прежнему живы. По данным этнографических наблюдений, в семье продолжает выделяться старший из сыновей, даже если у него старшая сестра, т.к. он является продолжателем рода. Обычно его влияние на других братьев и сестер сохраняется на протяжении всей жизни, как сохраняется представлении о его (и других братьев) обязанности заботиться о сестрах.

Как мы выше отметили, современная осетинская семья в сфере ролевых функций не имеет столь четкого «лица», как в прошлом. По мнению Р.А. Дзалаева, это имеет отрицательное значение. «Отправив мать на работу, общество нарушило семью в прежнем понимании. В наши дни у детей не вырабатывается к родителям то отношение», которое было раньше. Согласно среднестатистическим по стране данным, родители занимаются воспитанием детей 18-20 минут в день, или 9 часов в месяц. В городе работающие женщины на воспитание детей затрачивают времени в 12 раз меньше, чем на домашние хлопоты и в 8 раз меньше, чем на приготовление пищи. Не составляет исключения и осетинская семья, и это – не смотря на традиции, определяющие место матери в семье: «алцыдар сылгоймагыл баст у» (все в семье зависит от женщины); «анафсин хадзары баркад най» (в доме без хозяйки нет изобилия) и т.д.

Одной из причин нестабильности современной осетинской семьи специалисты считают «противодействие, оказываемое стремлению к традиционному укладу с равенством родителей в управлении семьей»; прежний быт осетин «был более прочным, цементирующим семью». Доказательство этому видят «в отсутствии каких бы то ни было сведений о разводах и беспризорных детях в Осетии» (хотя первое утверждение можно и оспорить, ибо нормы обычного права предусматривают процедуру развода, правда такие случаи были в высшей степени редкими). Считается, что «развитие семьи вообще к семье с одним лидером наблюдается в настоящее время во всем мире».

Возвращаясь к оценке ролевых функций, отметим существенное социальное значение того периода функционирования семьи, когда происходит распределение (или перераспределение) семейных, родительских и иных социальных ролей. В традиционной осетинской семье эти обязанности были четко расписаны традициями и обычаями. Современная нуклеарная семья с примерно одинаковыми социально-статусовыми показателями, распределение семейных обязанностей представляется задачей весьма сложной как в социальном, так и в морально-психологическом плане. Выход из этой тупиковой ситуации видится во взаимных уступках, компромиссах, взаимного приспособления характеров, привычек двух разных людей. И от того, как завершится этот процесс, зависит характер взаимоотношений супругов в дальнейшей жизни. Процесс адоптации супругов в современной осетинской семье затрудняется изменившимся соотношением положения мужчины и женщины в семья. Достижение женщиной высокого социального уровня, нередко превосходящего уровень мужчины, повлияло на ее место в семье. Помимо этого, современная женщина наравне с мужчиной способна решить самые сложные семейные проблемы. Часто даже в семьях с откровенно патриархальными устоями женщина играет ключевую роль в нормальной жизнедеятельности семьи, с чем более или менее явно считаются все остальные члены семьи мужского пола. Произошло существенное перераспределение ролей и в вопросах главенства; оно сегодня выглядит отнюдь не патриархальным.

Вместе с тем, как показывают исследования, в распределении семейных ролей в Северной Осетии нет какой-то устоявшейся системы. Отдельные специалисты в этой связи полагают, что «было бы нелишним признание того статуса, который закреплен за мужчиной как кормильца, защитника и опоры семьи, а за женщиной – хранительницы очага, творящей духовную основу семьи», и ее морально-психологической атмосферы. Эти исследователи отмечают, что отсутствие в семье положительного мужского влияния, прежде всего, отрицательным образом сказывается на воспитании детей: мальчиков – ибо они вырастают слишком «женственными», девочек, которые не видя образцов мужского поведения и достоинства, повзрослев, не распознают настоящего мужчину.

Наиболее трудный и ответственный этап формирования семьи приходится на этап ее становления. В этот период ее жизненного цикла происходят события высокой социальной значимости, каждое из которых может решить всю дальнейшую жизнь семьи. Это – взаимная адоптация личных качеств супругов (социальных, моральных, психологических и т.д.); рождение детей, с рождением которых приходят не только новые радости, но и новые обязанности, новый социальный статус, требующий от супругов переосмысления своего прежнего образа мыслей и жизни.

Современная молодая семья имеет весьма сложные стартовые позиции. Не для кого не секрет, что все современные проблемы нашего бытия тяжелее всего сказываются на социальном положении молодой семьи. По законам рынка выживает сильнейший, к каковым не отнесешь молодую семью. Более того, к испытаниям дикого рынка она подошла дезорганизованной. Многие нормативные ценности, которые еще недавно надежно контролировали брачно-семейные отношения, в глазах современной молодежи потеряли свою привлекательность, взамен же ничего равноценного наше общество не предложило. Показательно, что даже сам факт распада семьи из разряда чрезвычайного в наши дни стал привычным социальным явлением. Не оспаривая значение материального фактора, мы все же присоединимся к мнению ученых, которые стабилизацию современной семьи в первую очередь связывают с утверждением в умах молодежи идеи безальтернативности социальной значимости семьи. Вместе с тем мы понимаем, что для каждого брака существуют сугубо индивидуальные пропорции материального и духовного факторов, пропорция которых зависит от объективных и субъективных личных качеств супругов. Мы понимаем также, что социальные последствия материального неблагополучия, прежде всего представляют опасность для молодой семьи. Опыт показывает, что «при самых радужных ожиданиях вряд стоит полагаться на то, что молодая семья сможет самостоятельно выдержать тот социальный пресс, который обрушил на нее разрушительным беспределом дикий российский рынок». Многочисленными социологическими исследованиями, в том числе и по материалам Северной Осетии, установлено, что отсутствие должных материальных условий, помимо прочего, затормаживает молодую семью в таких функциях, как рождаемость, воспитание детей, их социализация и т.д., способствует деградации самих супругов. В этих условиях говорить о реализации молодой семьей своего социального потенциала, по крайней мере, неправомерно.

Специалисты продолжают поиск путей вывода семьи, как социальной ячейки общества, из кризиса. Предлагаются различные меры и подходы. По одной из версий, возможным направлением поисков «цементирования» семейных уз конкретно у осетин могло бы стать возрождение положительных сторон народных традиций, в первую очередь направленных на укрепление семейных ценностей. Значительная их часть была связана с жизнью молодой семьи, начиная с установления супружеских отношений и кончая рождением детей, их воспитанием и социализацией. Традиция устанавливала неукоснительно выполняемые взаимные обязательства между супругами, между молодоженами и представителями старших поколений, причем – не только в семье, но и в рамках фамилии, родственников и всего окружения. Вступление молодой семьи в сложную иерархическую систему родства, знакомств и общения оберегая ее от чьего-либо произвола, в необходимых случаях способствуя укреплению ее материального достатка, одновременно контролировало и регулировало ее поведение в соответствии с традиционными нормами и установками. Конечно, в условиях современных социально-экономических, политических и духовных реальностей нельзя помышлять о возврате прошлого в неизменном виде. Речь идет о продуманном подходе к современным традициям, корнями уходящим в прошлое, но не утратившим своего значения и сегодня. В этой связи одной из актуальных задач изучения молодой семьи становится выявление путей возрождения народных традиций, значимость и ценность которых с годами не потускнела.

В переходный период, когда государство не приобрело еще определенной и устойчивой формы, соответствующей новым экономическим условиям, объективно возрастает роль семьи как основы жизнедеятельности людей. Однако в нашей стране в постперестроечный период функционирование социального института семьи во многом характеризовалось негативными тенденциями, отразившихся в разрушении традиций и норм, деформаций присущих ему социальных функций. В этих условиях государству целесообразно разработать и внедрить систему семейной политики, включая ее среднесрочную программу, призванную обеспечить реализацию институциональных прав и интересов семьи, ее укрепление и развитие. Одновременно в качестве приоритетных неотложных мер важно реформировать социальную защиту прежде всего семей с детьми.

Эти цели провозглашены приоритетными в 2008 г. – «Году семьи».

Информационно-аналитический центр

Парламента РСО-Алания апрель 2008 г.

[1] Народное мнение осуждало стремление к индивидуальному выделению, и наоборот, большим авторитетом пользовались братья, которые при разделе выделялись вместе.

[2] Роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.

[3] Статус — позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями.

Воспитание детей

По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.

осетинская семья

Задача осетина — воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных:

  • игр;
  • соревнований;
  • поединков.

Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым.

Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке:

  • стрельбу в цель;
  • метание камней;
  • вольную борьбу;
  • поднятие тяжестей;
  • перетягивание каната;
  • бег;
  • фехтование на шашках и кинжалах.

Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.

Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали:

  • вышивать;
  • шить;
  • кроить;
  • готовить;
  • ткать;
  • убирать.

Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была наносить воды с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно.

осетинки за работой

Нравственность нежного создания стояла на первом месте. Для осетинской женщины необходимыми были:

  • строгое соблюдение обычаев;
  • скромность;
  • послушание старшим, в дальнейшем — мужу;
  • терпение.

Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

Традиции осетин

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

Головной убор осетина

При любом материальном положении шапка должна была соответствовать настоящему мужчине-горцу. Если последний проявлял трусость, то ему говорили, что он должен носить не шапку, а платок. Мстительность веками воспитывалась в осетинской среде, лозунг «кровь за кровь» ярко отражал идеологию строгого уклада. Сегодня кровная месть почти искоренена, но новые правовые институты приживаются с трудом.

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

Черкеска

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Традиционная осетинская кухня, которая формировалась в кочевом образе жизни, довольно своеобразна. Основным блюдом является мясной цахтон, который варится в казане и заправляется острым сметанным соусом.

Шашлык

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки. Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Кухня осетин

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

По некоторым предположениям, грибок кефира получается при долгом настаивании молока козы в телячьем или верблюжьем желудке.

Гостеприимство

Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятельствах не смеет обидеть гостя. Если такое случалось (что было большой редкостью), все селение собиралось для суда над виновным, выносился приговор, виноватому связывали ноги, руки и сбрасывали со скалы в реку.

Гостя хозяин защищает и скорее он умрет, чем выдаст постучавшего в дом по необходимости. Осетины щедры и оказывают честь переступившему порог их дома. Встречают они гостя с такими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое!»

Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо.

Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет. Закон гостеприимства для осетин свят. Ели хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.

Уважение к женщине

Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким почтением к женщине.

Например, по осетинскому этикету всадник, завидев женщину, должен встать с лошади до того, как поравняется с путницей, и пропустить ее мимо себя, а только затем продолжать свой путь.

Если женщина проходит мимо сидящих мужчин, то все встают в знак приветствия.

При виде старика на ноги поднимается вся сидящая толпа, и тем более при виде старухи все встать обязаны. Какими бы пьяными ни были веселящиеся на празднике мужчины, как бы нагло ни вела себя подвыпившая молодежь, даже при сильной и жестокой ссоре дерущихся появление женщины укротит ворчунов, дебоширов и остановит драку.

красота осетин

Личность женщины считается неприкосновенной:

  • за ее трудовые заслуги в семье;
  • из-за слабой природы;
  • по причине стесненного положения в обществе.

Если слабому полу понадобится какая-либо помощь, то мужчина по-рыцарски будет ей во всем помогать.

Жилище осетин

Дома осетин называются сакля. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних. Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж — для жилья семейства.

Кровля у такого жилища была плоской и служила:

  • для сушки зерна;
  • в качестве поверхности для молотьбы хлеба;
  • для валяния шерсти;
  • танцплощадкой во время праздников.

Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хдзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь:

  • готовится пища;
  • осуществляется совместная трапеза;
  • хозяйки штопают и шьют;
  • изготавливают хозяйственную утварь.

дома осетин

Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хдзара. Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.

По линии очага хдзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону. Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках.

Необыкновенный праздник осетин

Как я уже сказала, в каждом осетинском селе или городке немало интересных обычаев, связанных с различными праздниками. Одним из самых необычных торжеств является Хайраджыты Ахсав, что переводится дословно как “Ночь чертей”.

Если верить преданию, некогда человечество жило в гармонии с чертями, и те не причиняли людям вреда. Но мир был разрушен, а после усмирения чертей люди стали задабривать их во время праздника “Ночи чертей”. Главным ритуалом Хайраджыты Ахсав является жертвоприношение животного (чаще всего козлёнка).

Кровь и шкура животного тщательно прятались (их закапывали в землю или относили к реке, чтобы собаки не могли достать). В полночь вся семья накрывала праздничный стол во дворе.

Когда всё было готово, хозяин вместе с домочадцами уходил на время в жилище. Считалось, что так люди дают возможность пировать чертям, что должны первыми притронуться к угощению. Через некоторое время семья возвращалась, и народ рассаживался за столом.

Осетины верят, что каждый посёлок, даже каждый дом имеет своего чёрта-покровителя. Если относиться к нему уважительно, не забывать подкармливать и задабривать, то чёрт может одарить людей благополучием и богатством.

Осетинский народный танец
Осетинский народный танец

Традиции осетин – это богатая палитра самых разных обрядов и ритуалов, многие из которых прошли многовековой путь, сохранившись и в наше время. Меня радует, что осетины, как и многие другие народы Кавказа, сохранили ценности своих предков, свою культуру и самобытность. Хочется верить, что и в дальнейшем это наследие будет цениться и приумножаться.

Цепь над очагом

Одним прикосновением к ней освящались все события семьи. Святотатством считалось прикасаться к цепи без причины. Дети за это строго наказывались. Только старшему в доме разрешено было касаться этого атрибута. Обычно такое случалось при обхождении очажного огня во время свадьбы или при наставлении в путь. По осетинским традициям и обычаям, любой, кто приблизился к цепи и коснулся ее, становился близким семье, даже если это заклятый враг.

Новобрачные не могли спать в доме, где висела такая цепь, также запрещалась любая ругань или ссора.

Эта цепь — святыня, самое жестокое оскорбление — это оскорбление этого атрибута. Выбросить ее из дома считается смертельной обидой для хозяина.

Религиозные традиции

Традиции осетинского народа включают все общие для христиан праздники. Во время торжеств в храмах служится литургия, в день некоторых праздников в церквях совершается Всенощное бдение.

К числу общецерковных праздников относятся:

  • Рождество Христово― 7 января;
  • Крещение Господне ― 19 января;
  • Пасха ― преходящий праздник, празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. К Пасхе в Осетии готовят пироги, мясные блюда, красят яйца. У осетин это еще и поминальный праздник, поэтому принято посещать семьи, которые недавно потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать их;
  • Вознесение Христово ― отмечается на сороковой день после Пасхи;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы ― 7 апреля;
  • Троица ― 7 июня;
  • Успение Пресвятой Богородицы ― 28 августа.

Рождество Христово

Существуют осетинские традиции и обычаи, связанные с поклонением местным святым-покровителям.

  1. Доныскафан. Этот праздник называется «днем черпания воды», и отмечается на 6 день после нового года. Рано утром молодые женщины набирали воду из проруби, бросив в нее специально испеченную по этому поводу сдобную булочку. Считается, что семью, представительница которой наберет воду раньше всех, ждет Божья благодать.
  2. Ночь покровителя семьи (хицауы ахсав). По поверьям, у каждой семьи есть свой персональный покровитель. В первую неделю года, в ночь на среду, его задабривают, принося в жертву петуха.
  3. Балдаран. Отмечают в первое после Пасхи воскресенье. По древним поверьям, у каждого живого существа есть пара, а Балдаран ― день их единения.
  4. Кардагхассан (день трав). Отмечают через месяц после Пасхи. К празднику готовят «фыдджын» ― пироги с начинкой из листьев свеклы, женщины собирают полевые травы и цветы, и устилают ими полы в доме.
  5. Праздник Святого Георгия. Христианский праздник в честь покровителя и защитника обездоленных. Отмечается семь дней в конце ноября.

Фыдджын

Побратимство и дружба

В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство. Этот обряд мог быть разным:

  • обмен оружием;
  • питье из одной чаши с добавлением крови заключающих союз;
  • клятва в священных местах.

Иногда такие узы ценились выше родственных. Побратимы всегда приходили на помощь друг к другу как материально, так и морально.

мужчины Осетии

Зиу

Трудолюбивые осетины в прошлом следовали этому обычаю, который включал в себя помощь:

  • вдовам;
  • сиротам;
  • больным;
  • старым.

Не обращая внимания на родство и интересы личного характера, осетин помогал любому, кто действительно нуждался в поддержке. Во время зиу молодежь помогала косить траву для скота, женщины снимали хлеб со скудной нивы нуждающихся.

корова в хозяйстве Осетин

Помощь приходила в разном виде:

  • пироги;
  • зерно;
  • труд;
  • стройматериалы;
  • дрова.

Взаимопомощь у этих людей всегда была на первом месте. Осетинские народные традиции подчеркивают высокую оценку моральных качеств человека.

Ног аз — Новый год

Подготовка начинается задолго до самого праздника. Выбираются подарки близким и друзьям. На стол ставят много напитков — от морсов и компотов до более крепких, а также большое количество национальных блюд. Обязательно на столе три пирога, символизирующие солнце, воду и землю. Дети украшают елку и бегают вокруг нее.

Как и во всем мире, представители этого свободолюбивого народа отмечают 1 января по осетинским обычаям Новый год. Как праздновали раньше, так в общем празднуют и сейчас — в кругу семьи. Приглашают друзей и соседей, чтобы было веселей.

Старший стол молится о том, чтобы все плохое осталось в старом году, а все хорошее перешло в Новый год.

осетинские пиры

В полночь старший вновь молится и просит благословения в Новый год, затем поручает семью и рядом сидящих воле Всевышнего и его святым. Праздник длится до утра с танцами, тостами и весельем.

Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Ведь не зря классики воспевали этих людей в своих произведениях. Многие могли бы поучиться обычаям осетинского народа. Кратко о них повествовать сложно, ведь они такие красивые и благородные.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
blank
Вера Стрижкова/ автор статьи
Организатор и координатор Опыт работы в ивентах более 10 лет Знаю и умею :)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: